Сборник учебно-программной документации
для допрофессиональной подготовки школьников

 

Профессия- слесарь механосборочных работ

Уровень квалификации – без квалификации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план и программа предназначены для использования при допрофессиональной подготовке учащихсяв учреждениях образования по профессии «Слесарь механосборочных работ».

Учебный план включает сводный бюджет учебного времени и содержательную структуру. Сводный бюджет времени рассчитан для
недельной нагрузки – 6 часов в неделю, исходя из того, что в 10 классе учебный год включает 34 учебные недели, в 11 классе – 32 недели, а так же с учетом времени, отведенного на каникулы, производственную практику, квалификационные экзамены. Сводный бюджет учебного времени предусматривает так же, распределение учебного времени по годам обучения.

Содержательная структура учебного плана включает структурные компоненты, предметы и виды учебной деятельности. Предмет «Охрана труда» изучается в начале соответствующего раздела по предмету «Теоретическое обучение».

Комплекс учебно-программной документации содержит квалификационную характеристику, учебный план, тематические планы, программы практического обучения и предметов «Охрана труда», «Технические измерения, допуски и посадки», «Основные слесарные операции», «Единая система конструкторской документации (ЕСКД)», «Основные сведения о материалах», «Сборка механизмов», « Сверлильные и фрезерные работы».

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, том 1, выпуск 2, раздел «Слесарные и слесарно-сборочные работы» и содержит требования к основным знаниям и умениям, которые должны иметь учащиеся указанной профессии и квалификации. Кроме основных требований к уровню знаний и умений в квалификационную характеристику включены требования, предусмотренные «Общими положениями ЕТКС»

В процессе практического обучения учащиеся закрепляют полученные теоретические знания. Особое внимание в процессе практического обучения уделяется вопросам организации рабочего места, охране труда и производственной санитарии.

Режим работы в УПК – 6 часов в неделю ( 2 часа – теоретические занятия, 4 часа – практические занятия). Для учащихся 10-х классов предусмотрена летняя производственная практика в количестве 120 часов.

Содержание практики: работа в комбинате и на предприятиях города по расширению и закреплению знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем и последовательность их изучения, в случае необходимости, разрешается изменять в пределах 15% по каждой теме, но при обязательном условии, что программа предметов будет выполнена полностью по содержанию и общему количеству часов. Все изменения отражаются в рабочем учебном плане.

К концу обучения каждый учащийся должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой.

При разработке учебного плана и программы учитывалось также, что часть вопросов специальности изучается в предметах общеобразовательной школы ( см. приложение 1)

 После завершения курса учащиеся могут также продолжать обучение в медицинских колледжах и ВУЗах Республики Беларусь.

Квалификация может быть присвоены при условии увеличения количества часов на обучение.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Профессия – слесарь механосборочных работ

Уровень квалификации – 2 разряд

 

Характеристика работ. Сборка и регулировка простых узлов и механизмов. Слесарная обработка и пригонка деталей по 12-14 –му квалитетам. Сборка узлов и механизмов средней сложности с применением специальных приспособлений. Сборка деталей под прихватку и сварку. Резка заготовок из прутка и листа на ручных ножницах и ножовках. Снятие фасок. Сверление отверстий по разметке, кондуктору на простом сверлильном станке, а также пневматическими и электрическими машинками. Нарезание резьбы метчиками и плашками. Разметка простых деталей. Соединение деталей и узлов пайкой, клеями, болтами и холодной клепкой. Испытания собранных узлов и механизмов на стендах и прессах гидравлического давления. Участие совместно со слесарем механосборочных работ более высокого разряда в сборке сложных узлов и машин с пригонкой деталей, в регулировке зубчатых передач с установкой заданных чертежом и техническими условиями боковых и радиальных зазоров.

 

Должен знать:

технические условия на собираемые узлы и механизмы;

наименование и назначение простого рабочего инструмента;

наименование и маркировку обрабатываемых материалов;

основные сведения о допусках и посадках собираемых узлов и механизмов;

основные механические свойства обрабатываемых металлов;

способы устранения деформаций при термической обработке и сварке;

причины появления коррозии и способы борьбы с ней;

назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов и наиболее распространенных специальных и универсальных приспособлений;

назначение смазывающих жидкостей и способы их применения; правила разметки простых деталей.

 

Примеры работ.

1. Автомобили – сборка руля, капота, кронштейна и узлов коробки передач.

2. Амортизаторы гидравлические – установка.

3. Бабки задние токарных станков – сборка.

4. Блоки на подшипниках качения и скольжения – сборка.

5. Валики фрикционов – установка.

6. Вентили запорные для воздуха, масла и воды – установка на место.

7. Веретена текстильных машин – обкатка.

8. Вилки шарнирного соединения – опиливание по вкладышу и скобе.

9. Воздухопроводы главных магистралей пассажирских и товарных всех типов – сборка.

10. Голосовые машинки и корпуса трубы, альта, тенора, баритона
и др. – шабрение.

11. Детали и соединения – гидравлическое испытание под давлением.

12. Детали плоские – шабрение прямоугольных открытых плоскостей сопряжения неподвижных деталей (кронштейны, стойки и т.л.) с точностью до двух точек на поверхности 1 см2.

13. Детали разные – опиливание и подгонка по месту, сверление и рассверливание отверстий, не требующих большой точности.

14. Замки дверные, внутренние – пригонка деталей и сборка.

15. Застежки, петли, цепочки со свободными размерами (несложные) – изготовление.

16. Каретки токарных станков – сборка.

17. Каркасы под турбины – сборка.

18. Корпуса подшипников – сборка под расточку.

19. Крышки к корпусам приборов ( бронзовые, алюминиевые, чугунные) – разметка, опиливание, сверление отверстий диаметром до 25 мм.

20. Крышки кожухов – пригонка и установка на станок.

21. Лебедки подъемные с ручным приводом грузоподъемностью
до 10 т – сборка и испытания.

22. Муфты включения скользящие, шестерни цилиндрические и
червячные – опиливание и пригонка шпоночных пазов.

23. Ножи агрегатов резки – правка.

24. Отводы, тройники для трубопроводов – гидравлическое испытание и сборка.

25. Петли, шарниры – разметка, изготовление, сборка и установка на место.

26. Подставки под детские ударные музыкальные инструменты – сборка.

27. Подшипники шариковые упорные однорядные, радиально-упорные и радиально-игольчатые с цилиндрическим и витым роликами с наружным диаметром до 500 мм – сборка.

28. Пружины спиральные для клапанов двигателя – испытания
под нагрузкой.

29. Пружины, щетки с основанием, рычаги, щеткодержатели к
траверсам электромашин – сборка, клепка, пайка.

30. Резервуары – испытания сжатым воздухом до предельного
давления.

31. Сидения водителей – сборка и установка.

32. Скользуны верхние и нижние цельнометаллических вагонов – сборка с пригонкой.

33. Трансмиссия механизма передвижения крана – сборка.

34. Фильтры масляные, водяные и воздушные – сборка.

35. Чайники, кофейники, молочники – опиливание носиков.

36. Шерстни и рейки литые различного модуля – опиливание зубьев по шаблонам.

37. Шкивы разъемные – сборка.

38. Шпонки призматические, клиновые, тангенциальные размером до 24х14х300 мм – опиливание.

39. Этажерки металлические – сборка.

40. Ящики аккумуляторные и инструментальные – сборка, клейка.

 

 

 

 

Рабочий учебный план

допрофессионального обучения учащихся

учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования

 

Профессия – Слесарь механосборочных работ

Уровень квалификации – без разряда

Срок обучения: 10 класс – 35 учебные недели;

 11 класс – 33 учебные недели.

Компоненты,

циклы, предметы

Количество часов

Распределение часов по годам обучения

Всего

в том числе

10 класс

11 класс

теоретических

лабораторно-практических

Всего

теоретических

лабораторно-

практических

Всего

теоретических

лабораторно-

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I. Теоретическое обучение (специальная технология)

144

138

6

74

68

6

70

70

-

1. Вводное занятие. Охрана труда

6

6

-

4

4

-

2

2

-

2. Технические измерения, допуски и посадки

4

4

-

4

4

-

-

-

-

3. Основные слесарные операции

18

16

2

18

16

2

-

-

-

4. Сверлильные работы

12

10

2

12

10

2

-

-

 

5. Фрезерные работы

14

14

-

14

14

-

-

-

-

6. Единая система конструкторской документации (ЕСКД)

4

4

-

4

4

-

-

-

-

7. Основные сведения о материалах

12

12

-

12

12

-

-

-

-

8. Производственный и технологический процессы в машиностроении

6

4

2

6

4

2

-

-

-

9. Сборка разъемных соединений

14

14

-

-

-

-

14

14

-

10. Сборка неразъемных соединений

8

8

-

-

-

-

8

8

-

11. Сборка типовых деталей и узлов, передающих вращательное и поступательное движение

10

10

-

-

-

-

10

10

-

12. Сборка механизмов передачи вращательного движения

20

20

-

-

-

-

20

20

-

13. Сборка механизмов преобразования движения

6

6

-

-

-

-

6

6

-

14. Общая сборка

6

6

-

-

-

-

6

6

-

15. Механизация и автоматизация сборочных работ

4

4

-

-

-

-

4

4

-

II. Производственное обучение

264

-

264

136

-

136

128

-

128

III. Производственная практика

120

-

120

120

-

120

-

-

-

ВСЕГО:

528

138

390

330

68

262

198

70

128

 

Перечень необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских, иных учебных объектов

 

Кабинеты

 

Мастерские

Лаборатории

Иные учебные

объекты

1. Учебный

Учебная мастерская

учебная

предприятия

2.

 

 

 

 

Пояснения к учебному плану

1. Сборник учебно-программной документации для допрофессиональной подготовки школьников разработан на основании Сборника учебно-программной документации для непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) по профессии «Слесарь механосборочных машин» и является обязательным для выполнения при допрофессиональной подготовке школьников.

2. Объем обязательной учебной нагрузки - 6 часов в неделю.

3. Производственное обучение чередуется с теоретическим обучением.

4.Сроки проведения производственного обучения, практики, определяются учебным заведением.

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Охрана труда»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Вводное занятие. Охрана труда.

6

4

2

И т о г о:

6

4

2

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Вводное занятие. Охрана труда

Организация работы в мастерской. Знакомство с программой обучения, режимом работы, правилами внутреннего распорядка. Ознакомление с квалификационной характеристикой слесаря механосборочных работ 2-го разряда. Требования, предъявляемые к современному рабочему.

Термины и определения основных понятий безопасности труда. Общие вопросы трудового законодательства. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Основы производственной санитарии. Правила техники безопасности и производственной санитарии при обработке металлов. Электробезопасность. Основы пожарной безопасности. Первая помощь при несчастных случаях.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Технические измерения, допуски и посадки»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Штангельинструменты и микрометрический инструмент

2

2

-

2. Основные понятия о допусках и посадках

2

2

-

И т о г о:

4

4

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Штангельинструменты и микрометрический инструмент

Основные мерительные средства, их назначение и область применения. Штангенинструменты: ШЦ-1,ШЦ-2,ШЦ-3, штангенглубиномер, штангенрейсмасс. Угольные инструменты: угольник, угломер, угловые плитки, шаблоны. Поверочные инструменты: шаблоны, лекала, калибры пробки, скобы. Организация контроля качества продукции на современном производстве.

 

Т е м а 2. Основные понятия о допусках и посадках

Основные понятия о допусках и посадках. Виды посадок. Обозначение посадок. Обозначение посадок на чертежах. Классы точности и квалитеты. Система отверстия и система вала. Таблица предельных отклонений. Классы шероховатости. Обозначение шероховатости на чертежах.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Основные слесарные операции»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Сущность обработки металлов резанием

2

2

-

2. Разметка

2

2

-

3. Рубка металла

2

2

-

4. Резка металла

2

2

-

5. Правка и гибка металла

2

2

-

6. Опиливание металла

2

2

-

7. Нарезание резьбы

2

2

-

8. Шабрение

2

2

-

 Лабораторно-практическая работа № 1

2

2

-

И т о г о:

18

18

-

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ

Т е м а 1. Сущность обработки металлов резанием

Геометрия режущего инструмента. Стружкообразования. Стойкость режущего инструмента. Понятие об элементах резания.

Т е м а 2. Разметка

Назначение разметки. Виды и способы разметки. Применяемые инструменты. Последовательность разметки по чертежу, шаблону и образцу. Брак при разметке и меры его предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности при разметке.

Т е м а 3. Рубка металла

Назначение рубки и применяемый инструмент. Способы рубки. Углы заточки. Организация рабочего места и техника безопасности при рубке металла.

Т е м а 4. Резка металла

Назначение и применяемый инструмент. Приемы работы ножовкой. Резка ножницами. Труборез и приемы резания им. Организация рабочего места и техника безопасности при резке металла.

Т е м а 5. Правка и гибка металла

Назначение, применяемый инструмент и приспособления. Способы и последовательность выполнения данных операций. Организация рабочего места и техника безопасности при правке и гибке металла.

Т е м а 6. Опиливание металла

Назначение и применяемый инструмент. Классификация напильников. Приемы опиливания плоских поверхностей и поверхностей сопряженных под различными углами. Опиливание криволинейных и параллельных поверхностей.

Сущность распиливания и присовки.Применяемые инструменты, приспособления. Качество поверхности при опиливании. Методы контроля обрабатываемых поверхностей. Организация рабочего места и техника безопасности при опиливании.

Т е м а 7. Нарезание резьбы

 Виды резьб. Стандарты на резьбы. Применяемый инструмент. Элементы метчика и плашки. Определение диаметров отверстия и стержня под резьбу. Приемы нарезания резьбы. Брак и его предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности при нарезании резьбы.

Т е м а 8. Шабрение

Сущность и назначение шабрения. Инструменты- шаберы. Углы заточки шаберов для различных металлов. Заточка плоского шабера. Доводка (заправка) шабера на образивном бруске. Нанесение краски на пришабривленую поверхность. Шабрение плоской поверхности.

Лабораторно-практическая работа № 1

Расчет длины заготовки при гибке.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Сверлильные работы»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Сверлильные работы

2

2

-

2. Устройство сверлильных станков

2

2

-

3. Органы управления сверлильных станков

2

2

-

4. Приспособления и режущий инструмент

2

2

-

5. Элементы режима резания

2

2

-

 Лабораторно-практическая работа № 2

2

2

-

И т о г о

12

12

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Сверлильные работы

Назначение сверления, рассверливание. Работы выполняемые на сверлильных станках: сверление, рассверливание, зенкование, зенкерование, растачивание, развертывание, нарезание внутренней резьбы, цекование (подрезка) торцов, вырезание дисков (шайб), проточка внутренних канавок.

Т е м а 2. Устройство сверлильных станков

Классификация сверлильных станков. Назначение и устройство настольно-сверлильных станков. Назначение и устройство вертикально-сверлильного станка моделей 2Н125,2А125,2Н135. Ручная сверлильная машина. Ручные сверлильные электрические машины (электродрели).

Т е м а 3. Органы управления сверлильных станков

Органы управления и основные части настольно-сверлильных, вертикально-сверлильных станков. Ручная сверлильная машина (дрель).

Т е м а 4. Приспособления и режущий инструмент

Приспособления для крепления инструмента. Переходные конические втулки. Двухкулачковые патроны. Трехкулачковые патроны. Трехкулачковые патроны с наклонными кулачками. Цанговые патроны. Патроны для быстросменного инструмента.

Приспособления для крепления изделия. Станочные тиски. Тиски с эксцентриковым зажимом. Пневматические тиски. Кондуктор коробчатого типа. Универсально-сборные приспособления.

Режущий инструмент. Различные конструкции сверл. Конструкции зенкеров. Виды зенковак. Виды разверток.

Т е м а 5. Элементы режима резания

При сверлении: скорость главного движения резания ( или частота вращения сверла); глубина резания, подача на оборот, толщина и ширина среза металла, переходящего в стружку.

Лабораторно-практическая работа № 2

Выбор режимов резания при сверлении, зенкеровании и развертывании.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Фрезерные работы»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Фрезерные работы

2

4

-

2. Устройство фрезерных станков

2

2

-

3. Органы управления фрезерных станков

2

2

-

4. Приспособления и режущий инструмент

2

4

-

5. Элементы режима резания

2

2

-

И т о г о:

14

14

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОГРАММЫ

Т е м а 1. Фрезерные работы

Элементарные понятия о сущности обработки металлов резанием. Резец. Фреза, как многолезвийный инструмент, ее элементы. Движения, необходимые для осуществления процесса резания. Главное движение и движение подачи. Движения заготовки и инструмента при фрезеровании. Примеры работ, выполняемых на фрезерных станках.

Т е м а 2. Устройство фрезерных станков

Классификация фрезерных станков. Назначение и устройство консольно-фрезерного станка, его сборочных единиц и механизмов. Вертикально-фрезерные и горизонтально-фрезерные станки. Их назначение и устройство.

Т е м а 3. Органы управления фрезерных станков

Органы управления и основные части вертикального консольно-фрезерного станка. Кнопки, рукоятки с дублирующим расположением.

Т е м а 4. Приспособления и режущий инструмент

Прихваты, угловые плиты для закрепления заготовок на столе фрезерного станка. Закрепление заготовок на угловой плите. Закрепление вала в призмах. Тиски машинные. Установка заготовки в машинных тисках. Проверка установки заготовки рейсмасом. Типы фрез и элементы срезаемого слоя металла.

Т е м а 5. Элементы режима резания.

Ширина фрезерования. Глубина резания. Скорость, движения подачи. Скорость главного движения резания.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Единая система конструкторской документации (ЕСКД)»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Стандартизация на производстве

2

2

-

2. Условные обозначения на чертежах

2

2

-

И т о г о:

4

4

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Т е м а 1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Стандартизация на производстве.

Понятие о стандартизации и ее роль в развитии научно-технического прогресса. Государственная система стандартизации.

Единая система конструкторской документации.

Единая система технологической документации.

Единая система технологической подготовки производства.

Метрологическая служба. Понятие о качестве продукции в машиностроении. Оценка уровня качества. Формы и методы контроля качества продукции. Организация технического контроля качества на предприятии.

Т е м а 2. Условные обозначения на чертежах

Характеристика и общие правила выполнения эскизов, чертежей и схем. Сечение и разрезы. Сборочные чертежи. Чтение чертежей.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Основные сведения о материалах»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Понятие о химико-термической обработке стали

2

2

-

2. Чугун, его классификация

2

2

-

3. Стали и их классификация

2

2

-

4. Цветные металлы и их сплавы

2

2

-

5. Металлокерамические твердые сплавы

2

2

-

6. Основные виды пластмасс

2

2

-

И т о г о

12

12

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Понятие о химико-термической обработке стали

Механические, физико-химические, технологические свойства.

Основные виды термической обработки стали: обжиг, нормализация, закалка, отпуск. Понятие термической обработки стали. Назначение цементации, озотирования, цианирования.

Т е м а 2. Чугун, его классификация

Свойства чугуна, классификация, основные марки. Область применения.

Т е м а 3. Стали, и их классификация

Углеродистые и легированные, конструкционные и инструментальные стали. Марки сталей. Область применения.

Т е м а 4. Цветные металлы и их сплавы

Классификация, марки и область применения.

Т е м а 5. Металлокерамические твердые сплавы

Получение сплавов и их состав. Основные марки твердых сплавов, область их применения.

Т е м а 6. Основные виды пластмасс

Свойства, классификация, основные марки. Прокладочные материалы. Область применения.

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Производственный и технологический процессы»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Производственный и технологический процессы. Технологическая документация

2

2

-

2. Составление технологической документации

2

2

-

 Лабораторно-практическая работа № 3

2

2

-

И т о г о

6

6

-

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема1. Производственный и технологический процессы. Технологическая документация.

Форма и содержание технологической документации. Правила пользования. Технологическая дисциплина. Рационализация технических процессов, применение усовершенствованных инструментов, «приспособлений» и средств механизации.

Тема 2. Составление технологической документации

Составление технологического процесса обработки детали ( молотка, воротка, плашкодержателя,струбцыны и т.д.). Установление технологической последовательности обработки, инструмента, приспособлений и режимов резания.

Элементы технологического процесса: операция, установка, переход. Характеристика сборочных элементов: изделие, деталь, сборочная единица (узел), комплект, комплекс. Виды производства: единичное, серийное, крупносерийное, массовое. Особенности обработки и сборки деталей в условиях различных видов производства.

Лабораторно-практическая работа № 3.

Разработка технологического процесса обработки детали.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Сборка разъемных соединений»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Резьбовые соединения

2

-

2

2. Стопорение резьбовых соединений

2

-

2

3. Сборка болтовых соединений

2

-

2

4. Инструмент для сборки и разборки резьбовых

 соединений

2

-

2

5. Сборка шпоночных соединений

2

-

2

6. Сборка шлицевых соединений

2

-

2

7. Сборка конусных и трубочных соединений

2

-

2

И т о г о

14

-

14

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Резьбовые соединения

Назначение резьбовых соединений. Крепежные детали. Болты, фундаментные болты, призонные болты, грузовые рым-болты. Конструкция и назначения болтов. Винты, шпильки, гайки, шайбы, штифты их классификация и назначение.

Т е м а 2. Стопорение резьбовых соединений

Назначение стопорения резьбовых соединений. Достоинства и недостатки каждого вида стопорения. Стопорение контрогайкой. Стопорение винтом, ввинченным в гайку. Стопорение разводным шплинтом. Стопорение проволокой. Стопорение пружинной шайбой. Стопорение деформируемыми шайбами. Стопорение фигурной плоской стопорной пластинкой. Стопорение постановкой на краску. Требования предъявляемые к резьбовым соединениям.

Т е м а 3. Сборка болтовых соединений

Последовательность сборки болтовых соединений. Затягивание гаек в три приема. Гайки, расположенные по кругу ( на фланцах, крышках цилиндров и т.д), затягивание гаек, на длинных крышках ( на крышках боков двигателей внутреннего сгорания, крышках больших редукторов и т.п.). Применение специальных предельных ключей. Постановка контрольных штифтов. Сборка и разборка соединений на шпильках. Способы ввертывания и вывертывания шпильки. Требования предъявляемые к болтовым соединениям.

Т е м а 4. Инструмент для сборки и разборки резьбовых соединений

Инструмент для сборки и разборки резьбовых соединений. Ручной и механизированный инструмент. Назначение и область применения.

Открытые, накладные, торцевые, шарнирные, коловоротные ключи. Ключи с регулируемым крутящим моментом. Отвертки для завинчивания винтов со шлицами. Дрели, гайко и винтозавертывающие машины.       

 Т е м а 5. Сборка шпоночных соединений

Назначение шпоночных соединений. Достоинства и недостатки. Типы шпонок. Клиновые, призматические, направляющие, сегментные, шпонки. Требования предъявляемые к шпоночным соединениям.

Т е м а 6. Сборка шлицевых соединений

Назначение шлицевых соединений. Типы шлицевых соединений. Профили шлицев: прямобочные, эвольвентные и треугольные. Три способа центрирования вала: по боковым сторонам шлицев; по наружному диаметру; по внутреннему диаметру. Применение каждого из способов. Требования предъявляемые к шлицевым соединениям.

Т е м а 7. Сборка конусных и трубных соединений

Назначение сборки конусных соединений. Процесс сборки конусных соединений. Конусное соединение правильное и неправильное.

Назначение сборки трубных соединений. Чугунные, стальные, медные, латунные, и алюминиевые трубы. Способ изготовления. Соединение труб на фланцах. Соединение фланцев к трубам: приварка встык, соединение на резьбе, соединение развальцовкой, соединение разбортовкой труб. Требования предъявляемые к конусным и трубным соединениям.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТа

« Сборка неразъемных соединений»

Тематический план

 

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Соединение деталей сваркой

2

-

2

2. Соединение деталей с гарантированным натягом

2

-

2

3. Соединение деталей клепкой

2

-

2

4. Соединение деталей склеиванием

2

-

2

И т о г о

8

-

8

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Т е м а 1. Соединение деталей сваркой

Процесс образования неразъемного соединения. Схема электродуговой сварки. Качество сварочных работ. Соединение деталей сваркой. Соединение деталей контактной сваркой. Контроль сварочных швов на непроницаемость.

Т е м а 2. Соединение деталей с гарантированным натягом

Сущность процесса. Способы запрессовки на ручных, гидравлических и пневматических прессах. Запресовка при помощи ручных винтовых домкратов и других винтовых приспособлений.

Процесс соединения деталей с помощью нагрева или охлаждения охватываемой детали.

Т е м а 3. Соединение деталей клепкой

Процесс получения неразъемных соединений при помощи заклепок. Клепаные швы ( прочные, плотные, прочно-плотные).

Соединения в нахлест, встык, встык с двумя накладками.

Процесс клепки. Выбор инструмента, применяемого при склепывании. Выбор величины заклепок. Подковка деталей к склепыванию, разметка заклепочных швов.

Механизация клепки. Применение механизированного инструмента и оборудования; кондукторов и многошпиндельных головок для сверления отверстий под заклепки, клепальных пневматических молотков и механизированных, облегченных поддержек, специальных машин, прессов, агрегатных автоматов и т.д.

Т е м а 4. Соединение деталей склеиванием

Сущность процесса соединения деталей склеиванием. Технологические процессы при склеивании. Виды клеев. Механическая прочность склеенного соединения.

Виды дефектов при склеивании, их причины и контроль клеевого соединения

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Сборка типовых деталей и узлов,
передающих вращательное и поступательное движение»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Валы, оси и опоры

2

-

2

2. Муфты

2

-

2

3. Сборка валов, осей и муфт

2

-

2

4. Сборка подшипников скольжения и качения

2

-

2

5. Сборка узлов с поступательно движущимися

 деталями

2

-

2

И т о г о

10

-

10

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Валы, оси и опоры

Назначение, функции и виды: валов, осей, шипов и шеек, опор, подшипников.

Т е м а 2. Муфты

Назначение муфт. Муфты постоянные (упругие и жёсткие), сцепные (кулачковые и фрикционные), свободного хода, предохранительные (фрикционные и кулачковые).

 Т е м а 3. Сборка валов, осей и муфт

Сущность процесса сборки валов, осей и муфт. Проверка соосности валов: линейкой, призматической опорой, индикаторным приспособлением, специальным поворотным приспособлением.

Сборка муфт. Подготовка деталей к сборке.

Т е м а 4. Сборка подшипников скольжения и качения

Сборка неразъемных подшипников скольжения. Сборка разъемных подшипников. Приемы проверки подшипников: линейкой, струной, струной включений в электрическую цепь. Регулирование радиального зазора. Порядок затягивания гаек подшипников и проверка вала на проворачивание.

Сборка узлов с подшипниками качения.

Подготовка подшипников к сборке. Монтаж подшипников на вал. Оправки и винтовые приспособления со сменными деталями. Контроль зазоров, монтаж

подшипников в корпус. Уплотнение, их назначение и установка. Регулирование зазоров в узлах с упорными и коническими подшипниками.

Т е м а 5. Сборка узлов с поступательно движущимися деталями

Сущность сборки узлов с поступательно движущимися деталями. Регулирующие устройства (компенсаторы). Отделка направляющих. Способы отделки поверхностей. Проверка направляющих станины универсальным приспособлением-мостиком.

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Сборка механизмов передачи вращательного движения»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Передаточные устройства

2

-

4

2. Гибкие передачи и сборка шкивов

2

-

2

3. Балансировка деталей

2

-

4

4. Цепная передача

2

-

2

5. Зубчатые передачи

2

-

2

6. Сборка цилиндрических зубчатых передач

2

-

2

7. Сборка конических и червячных зубчатых передач

2

-

4

И т о г о:

20

-

20

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Передаточные устройства

Сущность передаточного устройства. Передаточное отношение или передаточное число.

Т е м а 2. Гибкие передачи и сборка шкивов

Виды передач.

Ременные передачи. Плоскоременные передачи. Клипоременные передачи.

Сборка шкивов. Технология сборки узла, «вал-шкив». Посадка шкивов на вал. Проверка правильности установки шкивов. Проверка на биение. Недостатки биения.

Т е м а 3. Балансировка деталей

Уравновешенность, неуравновешенность вращающихся деталей. Статическая балансировка. Виды статической балансировки. Динамическая балансировка.

Т е м а 4. Цепная передача

Технологические требования к передаче. Преимущества и недостатки цепных передач. Инструмент и приспособления, применяемые при сборке цепной передачи. Монтаж цепей на звездочки. Режим смазки.

Т е м а 5. Зубчатые передачи

Назначение зубчатых передач. Элементы зубчатого колеса. Виды зубчатых передач. Характеристики передач.

Т е м а 6. Сборка цилиндрических зубчатых передач

Последовательность сборки цилиндрических зубчатых передач. Проверка параллельности и перпендикулярности осей отверстий и валов. Основные операции по проверке цилиндрических зубчатых передач. Проверка радиального и торцевого биения. Проверка бокового зазора.

Т е м а 7. Сборка конических и червячных зубчатых передач

Технические требования к зубчатым колесам и передаче. Основные правила сборки. Проверка положения осей валов передачи. Установка зубчатых колес и регулировка зазоров в зацеплении.

Червячные передачи. Технология сборки передач. Проверка и подготовка опорных точек. Проверка правильности зацепления червяка с зубьями червячного колеса. Основные дефекты сборки, их предупреждение и устранение.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Сборка механизмов преобразования движения»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Винтовые механизмы

2

-

2

2. Сборка кривошипно-шатунного механизма
и поршневой группы

2

-

2

3. Сборка эксцентрикового, кулисного и храпового механизма

2

-

2

И т о г о:

6

-

6

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Винтовые механизмы

Технология сборки винтовых механизмов. Сборка и регулировка включающих устройств. Фиксация. Проверка на точность. Дефекты, их предупреждение.

Т е м а 2. Сборка кривошипно-шатунного механизма и поршневой  группы

Технические требования к механизмам. Технология сборки. Постановка подшипников. Сборка шатуна. Проверка собранного шатуна. Дефекты, их предупреждение. Сборки поршня с цилиндром.

 

Т е м а 3. Сборка эксцентрикового, кулисного и храпового  механизма

Технические требования к эксцентриковому механизму, технология сборки и регулировки.

Кулисный механизм. Технические требования к механизму, технология сборки.

Храповой механизм. Технические требования к механизму, технология сборки.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Общая сборка»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Общая сборка изделия. Контроль качества и испытание изделий. Отделка и упаковка изделий. Правила техники безопасности при выполнении сборочно-монтажных работ и при испытании узлов и машин

6

-

6

И т о г о:

6

-

6

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Т е м а 1. Общая сборка изделия. Контроль качества и испытание изделий. Отделка и упаковка изделий. Правила техники безопасности при выполнении сборочно-монтажных работ и при испытании узлов и машин

Общая сборка изделия. Основные виды общей сборки. Зависимость от типа производства. Процесс сборки.

Контроль качества сборки и испытание изделий. Общие сведения о контроле в сборочных цехах. Цель контроля. Приемочные испытания. Контрольные испытания. Специальные испытания.

Испытание машины на холостом ходу. Задачи испытания. Последовательность испытания.

Испытание машин под нагрузкой. Задачи испытания. Последовательность испытания.

Отделка и упаковка изделий. Задачи отделки и упаковки. Отделочные операции.

Правила техники безопасности при работе на высоте, при работе вблизи электрических проводов и установок; при работе с электро-сварщиком.

Правила техники безопасности перед началом испытания, во время испытания и после окончания испытания.

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Механизация и автоматизация сборочных работ»

Тематический план

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Механизация и автоматизация сборки резьбовых, прессовых соединений

2

-

2

2. Механизация и автоматизация подъемно-транспортных операций. Оборудование для полуавтоматической и автоматической сборки. Основные элементы сборочных автоматов

2

-

4

И т о г о:

4

-

6

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Т е м а 1. Механизация и автоматизация сборки резьбовых,
 прессовых соединений

Механизация сборки резьбовых соединений. Механизированные инструменты. Устройство и принцип работы.

Автоматизация сборки резьбовых соединений. Оборудование для автоматической сборки. Устройство и принцип работы.

Т е м а 2. Механизация и автоматизация подъемно-транспортных  операций. Оборудование для полуавтоматической  и автоматической сборки. Основные элементы сборочных  автоматов

Автоматизация и механизация подъемно-транспортных операций. Виды конвейеров. Назначение и устройство.

Оборудование для полуавтоматической и автоматической сборки. Однопозиционные и многопозиционные полуавтоматы и автоматы. Устройство и принцип работы. Основные элементы сборочных автоматов. Основные узлы сборочных автоматов. Бункерные загрузочные, магазинные загрузочные, ориентированные устройства. Механизмы питания. Сборочные столы. Механизмы для выполнения и закрепления соединений, механизмы контроля.

 

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

Количество часов

10 класс

11 класс

1. Организация трудового обучения в МУПК № 1. Охрана труда

16

8

8

2. Настройка, наладка, управление сверлильными станками.

8

8

 

3. Основные слесарные операции

64

64

-

4. Выполнение фрезерных работ

16

16

-

5. Выполнение основных технологических операций

28

-

28

6. Сборка механизмов вращательного движения

16

-

16

7. Сборка механизмов передачи движения

20

-

20

8. Механизмы преобразования движения

12

-

12

9. Общая сборка

12

-

12

10. Комплексные работы

72

40

32

И т о г о:

264

136

128

 

 

Охрана труда

Т е м а 1.Охрана труда

 Основы законодательства об охране труда в Республике  Беларусь

Вопросы охраны труда в Конституции Республики Беларусь. Основные законодательные акты по охране труда.

Органы государственного управления охраной труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Значение ССБТ, её структура.

Полномочия Государственной инспекции труда и других организаций государственного надзора и контроля над охраной труда.

Производственный травматизм. Электробезопасность.

 Пожарная безопасность.

Производственный травматизм. Классификация опасных и вредных производственных факторов и причин травматизма. Методы изучения причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, несчастный случай на производстве. Порядок расследования несчастных случаев. Порядок оформления акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Возмещения вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием.

Электробезопасность. Действие электрического тока на организм
человека. Виды поражения: термическое, электромеханическое, биологическое, механическое. Факторы влияющие на поражения электрическим током.

Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током. Основные меры защиты от поражения электрическим током. Защитное заземление и зануление.

Защитные средства и приспособления. Первая помощь при поражении электрическим током.

Пожарная безопасность. Основные понятия. Предотвращение пожаров на предприятиях. Предупреждение горючей среды; предупреждение возникновения в горючей среде источников зажигания; молнезащита.

Противопожарная защита объекта. Средства пожаротушения и пожарной техники, автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения; воздействием строительных конструкций объектов с регламентированными пределами огнестойкости; и т.д.

Вещества используемые при тушении пожаров. Первичные средства тушения пожаров. Основные приемы и правила тушения пожаров.

 

 

 

Т е м а 2. Настройка , наладка и управление сверлильными станками

Настройка и наладка сверлильных станков. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

Управление сверлильными станками

Приемы пуска и управления настольно-сверлильного, вертикально-сверлильного станка 2А125. Снятие пробной стружки. Смазка оборудования и уход за рабочим местом.

Т е м а 3. « Основные слесарные операции »

Техника безопасности при разметке и заточке инструментов.

Подготовка поверхности заготовки к разметке. Упражнение в разметке по чертежу, шаблону, образцу. Накернирование разметочных контуров. Заточка и заправка разметочных инструментов.

Техника безопасности при рубке и заточке инструментов.

Рубка зубилом металла на плите и в тисках. Рубка круглого и полосового материала на плите. Заточка зубила.

Техника безопасности при резке металла.Резание по разметке. Подготовка ножовки к работе. Резка нажовкой. Резание листового материала ручными и рычажными ножницами. Резание труб труборезом.

Техника безопасности при правке металла.

Правка круглого стального крутка на плите. Правка листового и полосового материала на плите. Правка труб и сортовой стали.

Техника безопасности при гибке металла.

Гибка по разметке листового, плоского материала на плите и в тисках. Гибка материала с применением приспособлений.

Техника безопасности при опиливаниии.

Опиливание широких и узких поверхностей с проверкой плоскостности лекальной линейкой. Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под углом. Опиливание параллельных плоских поверхностей. Контроль качества угольником и лекальной линейкой.

Техника безопасности при опиливании фасонных поверхностей. Опиливание криволинейные поверхности на выпуклые и вогнутые. От кривой к прямой при обработке сопряжений. Цилиндрические участки валиков. Контроль при обработке криволинейных поверхностей.

Техника безопасности при распиливании. Распиливание отверстий и пазов. Распиливание отверстия молотка. Распиливание квадратных отверстий воротка. Распиливание зева гаечного ключа. Распиливание шестигранного отверстия ключа. Контроль.

Техника безопасности при нарезании наружной резьбы. Подготовка поверхностей для нарезания наружных резьб. Нарезание наружной резьбы круглыми планками. Приемы нарезания резьбы круглыми планками. Проверка качества резьбы.

Техника безопасности при нарезании внутренних резьб. Подготовка отверстия под резьбу. Выбор метчика в соответствии с требуемой резьбой, смазка метчика. Приемы нарезания резьбы метчиком. Качество и точность резьбы.

Техника безопасности при шабрении. Подготовка плоских поверхностей под шабрение. Приспособления и инструменты и вспомогательные материалы для шабровочных работ. Заточка шаберов.

Техника безопасности при заточке сверл. Подбор сверл в зависимости от назначения отверстия. Сверла с цилиндрическими или коническим хвостиком.

Угол заточки сверла в зависимости от обрабатываемого материала. Сталь, чугун, бронза, латуни, и алюминиевые сплавы и другие материалы.

Приемы заточки режущих элементов сверл. Контроль шаблонами, угломером.

Техника безопасности при сверлении отверстий. Настройка сверлильных станков на заданные режимы обработки. Приспособления для крепления инструмента. Переходные конусные втулки, двухкулачковые патроны и т.д. Приспособления для закрепления изделия. Подбор сверл в зависимости от назначения.

Сверление глухих и сквозных отверстий. Рассверливание отверстий. Сверление с применением электрических машин.

Техника безопасности при зенковании отверстий. Настройка сверлильных станков на заданные режимы обработки. Приспособления для крепления инструмента. Приспособления для закрепления изделия. Подбор зенковок в зависимости от назначения и точности его обработки.

Зенкование отверстий под головки винтов и заклепок.

Техника безопасности при зенкеровании отверстий. Настройка сверлильных станков на заданные режимы обработки. Приспособления для крепления инструмента. Приспособления для закрепления изделия. Подбор зенкеров в зависимости от назначения и точности его обработки.

Зенкерование сквозных цилиндрических отверстий и углублений для шарнирных соединений.

Техника безопасности при развертывании отверстий. Настройка сверлильных станков на заданные режимы обработки. Приспособления для крепления инструмента. Приспособления для закрепления изделия. Подбор разверток в зависимости от назначения и точности его обработки.

Развертывание цилиндрических сквозных и глухих отверстий вручную и на станке.

Т е м а 4. « Выполнение фрезерных работ »

 Настройка и наладка горизонтально и вертикально  фрезерных станков

Настройка станка на заданную частоту вращения изделия и подачу. Установка и закрепление тисков на столе станка в продольном направлении; съем тисков. Закрепление заготовки непосредственно на столе станка прихватами; съем заготовки.

Установка, закрепление и съем фрез. Организация рабочего места и техника безопасности.

Управление горизонтально и вертикально фрезерными  станками

Техника безопасности. Управление станком. Пуск и остановка электродвигателя. Пуск и остановка станка.

Управление столом. Продольная подача по часовой стрелке и против неё. Установка и крепление упоров автоматического выключения подачи. Вертикальная подача стола. Включение механической продольной, поперечной и вертикальной подач и выключение их. Стопорение стола.

Снятие пробной стружки. Подвод заготовки к фрезе до их касания. Установка лимба на нуль. Установка глубины резания по лимбу. Снятие стружки на длине 4-5 мм.

Измерение полученного размера. Снятие стружки на длине 20-30 мм ручной подачей. Техническое обслуживание станка. Организация рабочего места.

Фрезерование плоских поверхностей торцовой фрезой

Инструктаж по содержанию работы, организация рабочего места и безопасность труда при фрезеровании плоских поверхностей. Фрезерование плоских поверхностей торцевой фрезой. Фрезерование торцевых поверхностей с проверкой угольником. Фрезерование параллельных плоскостей с выдерживанием размеров до + -0,5мм.

Проверка установки рейсмусом. Измерение штангенциркулем.

Фрезерование сопряженных и перпендикулярных плоскостей с перестановкой обрабатываемой заготовки в тисках. Проверка размеров и углов, угольником и штангенциркулем.

Фрезерование уступов и пазов концевыми фрезами

Инструктаж по содержанию работы, организация рабочего места и безопасности труда при фрезеровании уступов и пазов концевыми фрезами. Фрезерование сквозных пазов концевыми фрезами при установке заготовки в тисках и непосредственно на столе станка. Фрезерование уступов с одной и с двух сторон. Проверка размеров и углов, угольником и штангенциркулем.

 

Т е м а 5. « Выполнение основных технологических операций»

 Сборка узлов и деталей при помощи резьбовых соединений

Техника безопасности при сборке узлов и деталей при помощи резьбовых соединений. Сборка узлов при помощи резьбовых соединений. Фиксирование и соединение деталей болтами, винтами и шпильками. Затягивание болтов и гаек в групповом соединении. Стопорение резьбового соединения контрогайкой, проволокой, самостопорящейся гайкой и др. Сборка многоболтовых соединений. Контроль качества сборки.

. Шпоночные и шлицевые соединения

Техника безопасности при сборке шпоночных и шлицевых соединений. Подбор, пригонка по пазу и запрессовка неподвижных шпонок. Подбор деталей шлицевого соединения, снятие острых кромок, припиловка деталей. Центрирование шлицевых соединений. Контроль собранных узлов.

Сборка конусных и трубных соединений

Техника безопасности при сборке конусных и трубных соединений. Проверка конусных соединений. Напрессовка ступицы на вал. Крепление детали гайкой с шайбой.

Ознакомление с конструкцией трубопроводов, подлежащих сборке. Подбор труб и соединительных элементов, арматуры и приборов. Выполнение неразъемных и разъемных соединений в трубопроводах. Установка уплотнений в трубопроводных системах. Контроль сборки на герметичность.

.Соединение деталей сваркой

Техника безопасности при сварочных работах. Подготовка поверхностей под сварку: сборка деталей под прихватку и сварку. Контроль качества и соединений.

Соединение деталей с гарантированным натягом

Техника безопасности при сборке деталей с гарантированным натягом. Ознакомление с конструкцией соединяемых деталей. Соединение деталей с помощью нагрева охватывающей детали. Контроль качества сборки.

Соединение деталей клепкой

Техника безопасности при соединении деталей клепкой. Выбор инструмента, применяемого при склепывании металлических деталей. Выбор величины заклепок.

Подготовка деталей к склепыванию, разметка заклепочных швов. Выбор сверл для сверления отверстий и сверление отверстий под заклепку по разметке на детали. Зенкование отверстий под заклепки с потайной головкой. Склепывание двух деталей внахлестку и встык с наладкой. Контроль качества склепывания.

Соединение деталей склеиванием

Техника безопасности при склеивании деталей. Подготовка поверхности под склеивание. Подбор клеев. Склеивание изделия и выдержка его в режимах. Контроль качества склеивания.

 

Т е м а 6. « Сборка механизмов вращательного движения»

 Сборка подшипников качания на вал и в корпус

Техника безопасности при монтаже подшипников. Сборка подшипниковых узлов. Стопорение подшипников. Уплотняющие устройства. Смазка подшипников. Контроль качества сборки.

. Пригонка шпонок и установка деталей на вал

Техника безопасности при пригонке шпонок и установке деталей на вал. Пригонка шпонок и установка деталей на вал. Установка шкивов и других деталей. Контроль качества сборки.

 

 

Т е м а 7. « Сборка механизмов передачи движения»

 Ременная передача

Техника безопасности при сборке ременной передачи. Подготовка деталей передачи к сборке. Сборка разъемных и цельных шкивов на конических и цилиндрических концах вала со шпонкой.

Проверка взаимной параллельности валов. Проверка на биение. Установка и регулировка натяжения ремней. Контроль сборки.

Цепные передачи

Техника безопасности при сборке цепной передачи. Подготовка передачи к сборке. Пригонка, установка и крепление звездочек на валах. Проверка взаимной параллельности валов. Проверка на радиальное и торцевое биение. Монтаж цепи. Проверка натяжение цепи. Контроль сборки.

Цилиндрические зубчатые передачи

Техника безопасности при сборке цилиндрических зубчатых колес. Подготовка деталей к сборке. Установка зубчатых колес на валах, их фиксация. Проверка правильности установки подшипников. Установка вала с зубчатыми колесами в корпус. Проверка зацепления по пятну контакта. Контроль сборки.

Конические зубчатые передачи

Техника безопасности при сборке конических зубчатых колес. Подготовка деталей к сборке. Установка зубчатых колес на валах, их фиксация. Проверка углов расположения опор валов. Установка и регулировка положения валов с зубчатыми колесами в корпусе.

Проверка правильности зацепления зуба. Проверка правильности зацепления зуба. Проверка передачи по пятну контакта. Проверка радиального и торцевого биения. Контроль качества сборки.

 Червячные передачи

Техника безопасности при сборке червячной передачи. Монтаж сборочного червячного колеса. Установка червячного колеса на вал. Проверка установки, фиксация колеса на валу. Проверка положения осей опор валов червячной пары. Монтаж червячной пары в корпусе. Проверка правильности зацепления по зазору и пятну контакта. Регулировка зацепления. Контроль качества сборки.

 

 

 

Т е м а 8. « Механизмы преобразования движения»

 Кривошипно-шатунные механизмы

Техника безопасности при сборке кривошипно-шатунного механизма. Сборка поршневой группы.Установка шатуна по шейке кривошипа:пригонка вкладышей кривошипной головки шатуна; установка с выверкой и обеспечение соосности коренных подшипников вала, контроль сборки кривошипно-шатунной группы. Смазка, проверка и регулировка кривошипно-шатунного механизма.

Эксцентриковые механизмы

Техника безопасности при сборке эксцентриковых механизмов. Пригонка хомутика по диску, регулировка установленного зазора, контроль сборки эксцентрикового механизма, смазка, регулировка.

Кулисный механизм

Техника безопасности при сборке кулисного механизма. Проверка положения плоскостей кулисы. Регулировка хода сухаря. Регулировка механизма. Контроль качества сборки.

 

 

Т е м а 9. « Общая сборка»

 Ознакомление с механизмами, сборочными единицами  и технологией их сборки

Техника безопасности при выполнении подготовительных операций. Организация рабочего места.

Подбор деталей в комплекты для узловой сборки. Подготовка инструментов и приспособлений. Выполнение подготовительных операций; снятие заусенцев; разметка отверстий под штифты, их сверление и развертывание;подбор резьбовых пар и другие пригоночные работы.

Сборка механизмов и сборочных единиц

Техника безопасности при сборке механизмов и сборочных единиц. Организация рабочего места. Сборка механизмов и сборочных единиц. Испытание собранных узлов и механизмов. Участие( совместно со слесарем более высокой квалификации) в сборке сложных сборочных единиц и машин.

 

Т е м а 10. « Комплексные работы»

Выполнение комбинированных работ, включающих различные слесарные операции. Выполняются задания по эскизам, чертежам и другой технической документацией на оборудовании с самостоятельной его наладкой и настройкой, с соблюдением техники безопасности, основных правил его эксплуатации, с применением различного инструмента и приспособлений. Изготовление деталей типа гайки, кронштейна, хомутика, угольника, воротка, плашкодержателя, молотка, струбцины и т.д.

Техника безопасности при подготовительных и сборочных операциях. Организация рабочего места. Выполнение работ в соответствии с требованием квалификационной характеристики.

 

. Производственная практика. – 120 часов

Выполнение всех видов работ входящих в круг обязанностей слесаря механосборочных работ в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

Соблюдение правил безопасности труда, производственной санитарии на рабочем месте.

Примечание: Программа производственной практики учитывает конкретные условия производства, овладение навыками работы на современном оборудовании, ознакомление с передовыми технологиями, методами и приемами труда, разрабатывается непосредственно в межшкольном учебно-производственном комбинате с привлечением специалистов соответствующей отрасли.

 

Приложение 1.

Предметы разделов учебного плана, изучаемые в 8-11 классах общеобразовательных учреждений.

  1. Основы экономики – 28 часов

9 класс «Основы выбора профессии»

Темы: Человек в современных социально-экономических условиях. Рынок труда и его требования к профессии – 4 часа

Отрасли хозяйства страны. Профессии и их классификации – 8 часов

10класс «Обществоведение»

Тема – Экономическая жизнь общества – 16 часов

2 Основы экологии - 52 часа

9 класс «Основы выбора профессии»

Тема – Структура предприятия. Техника и технология. Экологические проблемы и их решения» - 1час

11 класс «Биология»

Темы:

Организм и среда – 12 часов

Экосистемы – 13 часов

Эволюция органического мира – 17 часов

Биосфера – живая оболочка планеты – 9 часов

3.Основы права Республики Беларусь – 46 часов

9 класс «Человек, общество, культура»

Тема «Межличностные отношения» - 8 часов

10 класс «Современное общество»

Тема - Социальная сфера общества – 8 часов

11 класс «Белорусское государство»

Темы: Конституция республики Беларусь – 14 часов

Основные отрасли права – 16 часов

4.Практическое использование ПЭВМ – 140 часов

Все темы данного предмета излагаются в 8-11 классах при изучении предмета «Информатика»

5. Охрана труда – 34 часа

10 класс «Допризывная и медицинская подготовка».

Раздел «Первая помощь при травмах и несчастных случаях» - 19 часов

11 класс, раздел «Общий уход за больными и пораженными» - 11 часов

8,9 класс «Технический труд» - 4 часа

6.Техническое черчение– 35 часов

Все темы данного предмета излагаются в 9 классе при изучении предмета «Черчение».

7. Материаловедение – 100 часов

8 класс «Технический труд» - 18 часов

Темы: Сталь и ее виды – 6 часов,
Сортовой прокат, его получение и применение – 2 часа,

Точение металлов – 4 часа,

Сборка деталей из металла на заклепках 4 часа,

Конструирование – 2 часа.

8 класс «Химия» - 17 часов

Тема - Неметаллы – 26 часов

10 класс «Химия» - 27 часов

Темы: Металлы – 10 часов,

Неметаллы – 17 часов

8.Электротехника – 85 часов

8 класс «Физика» - 35 часов

Раздел Электромагнитные явления – 35 часов (Рассматриваются вопросы: электрическое поле, проводники, диэлектрики, напряжение, единицы напряжения, электрический ток, единицы сопротивления, электрическая цепь, закон Ома для участка цепи, последовательные и параллельные соединения, работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, постоянные магниты).

10 класс «Физика»

Раздел Электродинамика – 41 час

Темы: Электростатика 17 часов,

Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах – 12 часов

Электромагнитная индукция. Магнитное поле – 12 часов

11 класс «Физика» раздел Электромагнитные колебания и волны – 9 часов (изучаются все вопросы, касающиеся переменного тока, трансформаторов и т.п.)

9. Спецтехнология - 12

9 класс –«Технический труд»

Раздел – Слесарные работы – 12 часов

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Козловский Н.С., Виноградов А.Н. «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». – М., 1982.

2 Куликов О.Н. «Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности», - М., 2003.

3 Кропивницкий Н.Н. «Основы слесарного дела».– Литература, 1974г.;

4 Крысин А.М., Наумов П.З. «Слесарь механосборочных работ», - М., 1974.

5 Макиенко Н.И. «Практические работы по слесарному делу»,- изд. М., 1999.

6 Митрофанов Л.Д. «Производственное обучение слесарному делу»,- Изд. Высшая школа, М.,1969.

 7 Нефедов Н.А. «Практическое обучение в машиностроительных техникумах», Высш. Шк., М.,1984.

8 Старичков В.С. «Практикум по слесарным работам», - М., 1985.

9 Сулла М.Б. «Охрана труда», - Москва, 1989 г.;

10 Схиртладзе А.Г. , Новиков В.Ю. «Станочник широкого профиля», - М.,1998.

 






Content

Контакты:

Почтовый адрес:

Республика Беларусь, Витебская область, Докшицкий район, д.Городище, ул. Школьная, д.20

Телефон:

+375 2157 38597, +375 2157 38537

E-mail:

dokshgorod@mail.ru

Сайт:

gorodschool.by